Источники Авунды.

Давайте поговорим про родники Крыма

Модератор: Модераторы

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Суббота 08 Август 2015, 10:05

Ещё раз навестила родники группы Катька несколько дней назад. Все работают, и дебет для начала августа неплохой, ненамного меньше майского.

Августовский дебет практически такой же, как и в мае:

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось espace Воскресенье 26 Март 2017, 23:22, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Суббота 08 Август 2015, 12:36

Зашла на обсуждаемый в теме "Изменения и дополнения к базе родников" родник S129SX-KATKA:
Вячеслав писал(а): 2Езерский, 2Misty
В связи с находкой и определением родников Катька 1-4, внёс изменение в название родника в русле, описанного здесь:
http://irsl.narod.ru/springs/Katana.html" onclick="window.open(this.href);return false;
Теперь название звучит так:
РОДНИК В РУСЛЕ БАЛКИ КАТЬКА, руч. Катана, бассейн р. Авунда
Изображение

Изображение

У меня получились координаты:
N44.33,576/ E34.15,197/ 458м н.у.м. WGS 84.
Высота получилась средней между высотой Виталия(448м) и Вячеслава(475м).


Вячеслав писал(а):
Изображение Изображение
На верхнем трубка или так кажется по фото?
Решила изучить пристальнее верхний выход:

Изображение

Изображение


Ощупав отверстие изнутри, почувствовала, что внутри не шершавый туф, а гладкие стенки. После очистки отверстия от мха и наплывов туфа, на свет явилась старая железная трубка диаметром примерно 2" - 2,5".

Изображение


Родник когда-то был оборудован! И, похоже, очень давно - раз вокруг образовалась такая мощная туфовая "борода". Длиной эта трубка больше метра - трекпалка свободно проходила внутрь без упора.

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Воскресенье 24 Июль 2016, 12:02

espace писал(а):Ещё один пофиксенный родник бассейна Авунды, не отмеченный ни на одной карте.

Изображение


Родник Обрыв.
Точка РОД ОБРЫВ.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Каптирован одновременно с родником Катька в конце 70-х ялтинскими гидрогеологами. Ни на каптаже, ни на деревьях поблизости нет никаких номеров или других признаков, позволяющих узнать его название. Среди лесников он называется "Обрыв". Находится родник под третьим сверху(начиная с разрушившегося) мостом на Романо-Гурзуфском шоссе и является истоком ручья, названному у ИБ Цирубу со знаком вопроса.
Немного в стороне от родника обнаружена табличка с названием и номером.
Изображение

Таким образом название "Обрыв" можно считать официальным :wink:
Повторные координаты N44.34,326/ E34.14,728/ 764м н.у.м. WGS 84.
Последний раз редактировалось espace Воскресенье 26 Март 2017, 23:20, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Источники Авунды.

Сообщение Вячеслав » Вторник 02 Август 2016, 15:46

Попалось под руку:
Изображение

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Пятница 05 Август 2016, 13:08

Вячеслав писал(а):Попалось под руку:
Изображение
Интересненько... Ну, с Маргалой всё понятно. Стюранын-Сую - это Устюра, 362/137.
Изображение

А что такое Ташларин-Сую?
Им должен быть один из источников, каптированных в 20-ые годы. Таких источников в Гурзуфском гидрогеологическом районе несколько. Красные Кресты, Маргала, Устюра, Сайбосан и оба Цирубу. У них одинаковый тип каптажной камеры. Кстати, точно такой же тип встречается в Алупкинском гидрогеологическом районе. Ташларын-Сую - такого названия сейчас нет в списках родников ЯГГП. Есть подозрение, что это Сайбосан( такого названия нет в списке ЯГГП, и лесникам Гурзуфского района это название тоже незнакомо)
Изображение

либо каптаж на петле Гурзуфо-Романовской дороги
Изображение

Красные Кресты, Маргала - названия дореволюционные, и их вряд ли бы стали менять.

У кого какие есть ещё соображения?

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Источники Авунды.

Сообщение Вячеслав » Пятница 05 Август 2016, 14:08

В те годы и в Симеиз-Алупкинском и в Гурзуфском ГГ районах работала партия Павла Шильникова. Может поэтому каптажи похожие ? ....
Ташлар - значит там должны быть какие-то приметные камни ...

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Суббота 16 Сентябрь 2017, 14:40

Родник Мемджан-Улухлар

Изображение

Находится между верхними петлями Гурзуфо-Романовского шоссе. Выход воды из-под корней бука. Оборудован барражной стенкой и железной трубкой. На буке вырезан номер - 360/34.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


На сайте Валентина Нужденко ошибочно указан как Хауджилирин-Кишмесси.
http://valentin-nuzhdenko.ru/rodniki-kr ... messi.html" onclick="window.open(this.href);return false;


Номер 34 после знака дроби - это номер, присвоенный ему Партией Крымских Водных Изысканий, и однозначно определяющий этот родник как Мемджан-Улухлар.

Изображение


Вообще в том районе в непосредственной близости друг к другу находится три родника. На приведённом куске ГШ-250 они обозначены как:
1. Хевджилирын-Кешмесы( под мостом). В базе значится как R156SX-KHAUDZH. Высота 1008м н.у.м.

Изображение


2. Мемджан-Улухлар( номерной 360/34 ). Высота 978м н.у.м. Его фотографии приведены выше.


3. Мемджан-2( на картах не обозначен, в интернете упоминаний о нём нет. По сведениям, полученным от лесника, в чьем обходе он находится - родник непересыхающий. Необорудован, т.к. служит для водопоя животных. Рядом с ним устроен солонец). Высота этого родника 982м н.у.м.

Изображение
Изображение
Изображение


Данные высоты родников сняты одним и тем же прибором в один и тот же день, и их соотношение можно принять за истинное. По высотам они соответствуют группе трёх родников, находящихся на высоте 500 саж н.у.м. и указанных в таблице ПКВИ. Средний( и самый мощный) родник ЯГГП определила как Мемджан-Улухлар. Осталось понять, как называются два других. Родник под мостом( числящийся в базе как R156SX-KHAUDZH) лесники родником не считают. Его дебит самый слабый из всех трёх, тока он не образует. Осенью превращается в мокрое место. Но по высоте он соответствует ПКВИ-шному роднику Ат-Чокрак. Родник, находящийся же ниже по шоссе( но выше по абсолютной высоте) - получается, Хевджилирын-Кешмесы...
Вообще, соотношение высот( и у ПКВИ, и тех, что дает навигатор), настолько мало( 4м между двумя соседними Мемджанами), что привязывать название к высоте, возможно, не стоит :?:

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Воскресенье 17 Сентябрь 2017, 9:41

espace писал(а):
Вячеслав писал(а):Попалось под руку:
Изображение
...
А что такое Ташларин-Сую?
Им должен быть один из источников, каптированных в 20-ые годы. Таких источников в Гурзуфском гидрогеологическом районе несколько. Красные Кресты, Маргала, Устюра, Сайбосан и оба Цирубу. У них одинаковый тип каптажной камеры. Кстати, точно такой же тип встречается в Алупкинском гидрогеологическом районе. Ташларын-Сую - такого названия сейчас нет в списках родников ЯГГП. Есть подозрение, что это Сайбосан( такого названия нет в списке ЯГГП, и лесникам Гурзуфского района это название тоже незнакомо)
Изображение

либо каптаж на петле Гурзуфо-Романовской дороги
Изображение

Красные Кресты, Маргала - названия дореволюционные, и их вряд ли бы стали менять.

У кого какие есть ещё соображения?
Каптаж с отогнутой дверцей на петле Гурзуфо-Романовской дороги называется Устюра Нижний.

Изображение
Изображение


Так что Ташларын-Сую - получается, Сайбосан, №363. Почему Ташларын? Выход воды там из-под двух больших каменных глыб.

Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Источники Авунды.

Сообщение Вячеслав » Воскресенье 17 Сентябрь 2017, 10:37

1. Хевджилерын-Кешмесы( под мостом). В базе значится как R156SX-KHAUDZH. Высота 1008м н.у.м.
У меня на роднике под мостом навигатор давал 1100 м. И это как раз те 520 саженей, которые его локализуют как Ат-Чокрак, как самый верхний из тройки.
Предлагаю не смотреть на горизонтали карты, а промерить точки всех трех родников при помощи новой опции OZI_ка Elevation.

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Воскресенье 17 Сентябрь 2017, 16:02

У меня Elevation родника под мостом - 1047м при высоте по навигатору 1008м н.у.м.
Мемджан-Улухлар - 999м при высоте по навигатору 978м н.у.м,
родник с солонцом - 1002м при высоте по навигатору 982м н.у.м.

Родник под мостом я фиксила ещё в июле 2015. Тогда получилось 998м н.у.м., Elevation Ozi-ка при этом 1051м. :shock:

Но нужно ли принимать за истину абсолютные высоты, снятые ПКВИ? Их измерительные приборы уступали современным.
Мне кажется, стоит ориентироваться на соотношение высот. Даже если абсолютная высота снята неточно, соотношение высот всё равно останется правильным.
То, что родник под мостом - самый высокий из всех трёх, сомнению не подлежит. Это ощущается даже физически, ногами. На участке дороги от Мемджана к мосту - устойчивый тягун наверх, а родник немногим ниже моста.
Родник под мостом, похоже - это Ат-Чокрак. А родник с солонцом - Хевджилерын-Кешмесы.

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Источники Авунды.

Сообщение Вячеслав » Воскресенье 17 Сентябрь 2017, 21:31

1) Родник под мостом Гурзуфо-Романовской дороги:
espace писал(а):У меня Elevation родника под мостом - 1047м при высоте по навигатору 1008м н.у.м.
У меня данные для родника под мостом от замера 31-ИЮЛ-09:
- по навигатору 1059 м
- Elevation Ozi-ка в этой точке 1050 м.
Предлагаю дискуссию по нему закончить и считать его Ат-Чокраком с высотой 520 саженей. По ПКВИщным дебитам вполне подходит.

2) Родник №360/34 однозначно по всем параметрам Мемджан-Улухлар. И по расположению относительно Ат-Чокрака, и по дебиту, и по номеру.
Можно добавить, что -УЛУХЛАР в названии означает, что когда-то вода от места выхода отводилась чуть в сторону при помощи УЛУКОВ, лотков. Делали это для удобства набора воды.

3) Родник с солонцом:
Мемджан-Улухлар - 999м при высоте по навигатору 978м н.у.м,
родник с солонцом - 1002м при высоте по навигатору 982м н.у.м.
Допустим это Хевджилерын-кешмесы ...
Взаимное расположение не соответствует высотам ПКВИ, но мы же не знает как они их получили. И на кешме он не тянет ...
Но зато имеет вид ямы с водой. А если посмотреть в ПКВИ странички учета его дебита, то заметим, что в графе "Примечания" напротив каждого замера стоит фраза "Вода в ямке".
Поэтому предлагаю называть его Хевджилерын. Пока не найдется какой-то 4й родник по соседству :)

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Вторник 19 Сентябрь 2017, 15:30

Предлагаю разобраться с источниками балки Цирубу( Дар-Богаз) - основного левого притока Авунды.

Изображение
Изображение


На карте ИБ( основного нашего носителя информации по локализации родников ) в районе г.Комвопло обозначены два источника. Под горой - и.Кабоплу-Су и ещё ниже - и.Цурубу Верхнее. Считаю, что и то, и другое - неверно. Скорее всего, Игорь Белянский сам там не ходил, а информацию по местонахождению и названию родников взял из постороннего источника.

По этой балке я ходила неоднократно, и потому могу сказать, что там находятся следующие источники( сверху вниз):


1) Родник Под Гурзуфским седлом( Гурбет-дере-богаз-кешмеси по Головкинскому, Дар-Бугаз-Кишме по Рухлову, КорытА у лесников). Здесь вопросов не возникает, родник этот известен и неоднократно описан.


2) Родник Над Комвопло. В базе - S192SY. Точка на карте - РОД НАД КОМВОПЛО. Высота 948м н.у.м., Elevation Ози - 956м.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


На сайте Валентина Нужденко родник этот ошибочно назван Кобоплу-Су Верхний:
http://valentin-nuzhdenko.ru/rodniki-kr ... sedla.html" onclick="window.open(this.href);return false;

На самом деле существует только один Кабоплу-Су, и это он и есть. Почему - см. пункт 3 ниже. Родник этот необорудован, т.к. его дебет слишком мал, но непересыхающий. Дает небольшой ручеек от нескольких десятков метров весной до нескольких метров осенью. Местность вокруг него немного заболочена. У лесников этого района он известен под названием родник Над Комвопло.



3) Источник Цурубу Верхний. В базе - S127SD-KABOPLU. Точка на карте - ИCТ ЦИРУБУ ВЕРХ. Высота 847м н.у.м, Elevation Ози - 856м. н.у.м.

Изображение
Изображение
Изображение


На карте ИБ( и на сайте Валентина Нужденко) он назван Кабоплу-Су. Считаю это ошибочным. Название это Игорь Белянский взял из работы Головкинского "Источники Бабугана и Чатырдага":

Изображение


Но Головкинский в качестве данных указывает лишь характер почвы, откуда берет начало родник, его температуру и дебет. А этого недостаточно для точной локализации того или иного источника. Приведённые характеристики в гораздо большей степени относятся к верхнему роднику Над Комвопло. Глинисто-известняковый щебень почвы, низкая температура и очень маленький дебет - 54 вед/сут.
Родники балки Дар-Богаз перечислены также у Рухлова:

Изображение


В качестве характеристик источников указаны опять-таки почва, температура и дебет. Но при этом присутствует ещё и высота нум. Данный источник подходит под Тахталы-Кишме. Высота 400саж, дебет 300вед/сут. Выход - из трещины скалы. Всё совпадает.

А у современных гидрогеологов и у лесников этот источник носит название Цурубу Верхний. Представляет собой заглубленный в землю бетонный каптаж с крышкой. Доступ к воде затруднён, т.к. крышка привалена упавшим стволом дерева. В межень дебет родника сильно падает, поэтому в качестве источника воды на него рассчитывать не стоит.



4) Источник Цурубу Средний. В базе и на картах отсутствует, в интернете и на сайтах упоминаний о нём нет. Точка на приведённой выше карте - ИCТ CРЕД ЦИРУБА. Высота 783м н.у.м, Elevation Ози - 772м. н.у.м.

Изображение
Изображение


Источник находится на левом борту балки Дар-Богаз. Представляет собой будку-каптаж. Доступа к воде нет, внутри слышен сильный шум воды. Источник с явно хорошим дебетом. На стене будки видно название "ист. Цурубу Ср".
По Рухлову это источник Самуил-Суюба. 30.000 вед/сут., 100 саж ниже по горизонту от Тахталы-Кишме.



5) Источник Цурубу Нижний. В базе - отсутствует. В интернете и на сайтах упоминаний о нем нет. Точка на приведённой выше карте - РОД ЦИРУБУ НИЖ. Высота 723м н.у.м, Elevation Ози - 741м. н.у.м. На ГШ100, ГШ250 показан в виде значка "вдхр".
На карте ИБ ниже по руслу отмечен "и.Цурубу Верхнее". Именно оттуда и взята в базу точка S348SY-TSURUBU. В реальности же в том месте ничего нет. Что послужило источником этого названия и местонахождения для Игоря Белянского - непонятно.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Источник представляет собой будку-каптаж. На колючей проволоке ограждения - табличка с остатками названия: Цурубу(?). Доступа к воде нет. Можно взять в открытых каптажных колодцах чуть выше будки. В будку же приходят трубы с водой от Цурубу Среднего. Очевидно, внутри происходит смешение, и дальше объединённая вода уходит вниз в Гурзуф. О дебете собственно Цурубу Нижнего судить сложно.
По Рухлову этому источнику соответствует родник Чубурин-Кишмеси, 8 000 вед/сут, 30 саж ниже по горизонту от Самуил-Суюба.


Подытожим. В балке Цирубу находится 5 родников. Родник Под Гурзуфским седлом, родник Кабоплу-Су, и три источника Цурубу - Верхний, Средний и Нижний. Возможно, ниже Цурубу есть ещё родники. Но я там не ходила.

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Источники Авунды.

Сообщение Вячеслав » Пятница 22 Сентябрь 2017, 19:20

Наташа, твоё предположение, что группа Цурубу, а у ПКВИ она же Вассала, оказалось верным.

Название ЦЫРУБУ встречается в докладе Сикорского в 1902 г. Он же ВАСАЛА.

10. Раіоны р. Авунда, 30 источниковъ:
а) Цырубу или Васала . 145.757 ведеръ.
б) Сарыхунань 47.203 »
в) Даръ-богазъ-су . . . 15.211 »
г) Моргала 13.828 »
д) Кастополь 195.304 >
ж) остальныхъ 25 мелкихъ источниковъ . . . 105.933
Сумма всѣхъ 523.236 ведеръ.

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 627
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Источники Авунды.

Сообщение espace » Суббота 23 Сентябрь 2017, 14:46

Тогда можно считать вопрос закрытым. ПКВИ-шные родники Вассала - это группа родников Цурубу. А не Сельбасан и не Красные Кресты - как это подписано со знаком вопроса на карте ИБ.
Правда, у ПКВИ группа Вассала находится на высоте порядка 600м:

Изображение


а в реальности - 700-900м нум(если принять Кабоплу-Су тоже за один из родников этой группы). И ещё какой-то родник там должен быть, 5-ый. А ещё был вакуфный Вассала...

Ответить