Алупкинский гидрогеологический район, №3

Давайте поговорим про родники Крыма

Модератор: Модераторы

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение Валентин Нужденко » Воскресенье 27 Май 2018, 6:16

Разведка родников Алупкинского гидротехнического района 23 мая 2018 года

Изображение

С востока на запад:
1 Михайловский, пожалуй самый крутой по архитектуре каптажного здания в этом районе. Ну а по Крыму его превзойдет только Аянский и может быть Су-Баши
Изображение


2 В верховьях оврага Харабаир по Белянскому
Изображение Изображение

3 Ифтерли, кажется Изображение Изображение


4, 5 Иванисовские
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение


6 Что-то на Стамас(??)-дере (название оврага от ИБ)
Изображение Изображение


7,8 Два родника в русле ручья Шаан-кая
Изображение Изображение Изображение Изображение


9 Этот Миша назвал СпецГазом, а так Спегаз какой-то
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение


10 шикарный каптаж родника Шаан-кая
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение


11 Оджан-чешме
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение


12 не вполне понятный Фасбурла
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение


13 ну и еще что-то в самом низу
Изображение
_____________________
Горы, природа и достопримечательности Крыма: http://valentin-nuzhdenko.ru/
Валентин Нужденко
Крым, Симферополь

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение Валентин Нужденко » Воскресенье 27 Май 2018, 17:44

Фурунус
Изображение Изображение Изображение Изображение


и Оджан-чешме
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

он же сейчас, в 2018
Изображение Изображение Изображение Изображение
_____________________
Горы, природа и достопримечательности Крыма: http://valentin-nuzhdenko.ru/
Валентин Нужденко
Крым, Симферополь

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 690
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение espace » Воскресенье 27 Май 2018, 21:13

Валентин Нужденко писал(а): 3 Ифтерли, кажется Изображение Изображение
Нет. Это Кумата. Так его называют ялтинские гидрогеологи. И даже рисуют :wink:
Кумата правый:

Изображение


Рядом, на расстоянии 10-15 метров находится второй выход, Кумата левый:

Изображение


От обоих выходов идут арыки, которые, сливаясь в один общий арык:

Изображение Изображение


образуют искусственное озерцо, сейчас сильно обмелевшее:

Изображение Изображение


Возле этого родника есть старая ржавая табличка:

Изображение


Валентин Нужденко писал(а):6 Что-то на Стамас(??)-дере (название оврага от ИБ)
Изображение Изображение

А вот это - и есть Ифтерлики.

Ифтерлик верхний.


Изображение Изображение Изображение


На сосне тоже старая металлическая табличка, и тоже ничего разобрать нельзя.

Изображение Изображение


Дверца каптажа закрыта на болт, гайка давно заржавела, открутить не удалось. Воду можно набрать ниже в 50-70 метрах в смотровом колодце.

Изображение Изображение



Ифтерлик нижний.

Изображение Изображение Изображение

Металлической таблички поблизости обнаружить не удалось. Но видно, что родник каптирован очень давно. Как минимум, ещё до войны - выводящая труба не железная, а ещё чугунная.



Валентин Нужденко писал(а):7,8 Два родника в русле ручья Шаан-кая
Изображение Изображение Изображение Изображение
Названия неизвестны. Возможно, пересыхающие( так сказали местные встреченные мною тётушки)



Валентин Нужденко писал(а):9 Этот Миша назвал СпецГазом, а так Спегаз какой-то
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
СПЕГАЗИ :D Так он назван ПКВИ, и у ялтинских гидрогеологов, соответственно, тоже.






Валентин Нужденко писал(а):11 Оджан-чешме

ОДЖА-ЧЕШМЕ. Так он называется в ЯГГП.



Валентин Нужденко писал(а):12 не вполне понятный Фасбурла
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
А что непонятного? Домик - это каптаж Фасбурлы. Раз в год приезжают гидрогеологи, отпирают замок, и проверяют - всё ли в порядке. Замеры не проводятся :( По крайней мере, три года назад не замеряли.



Валентин Нужденко писал(а):13 ну и еще что-то в самом низу
Изображение
Их там два. Этот, что на фотографии, и второй, ниже:

Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 690
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение espace » Воскресенье 27 Май 2018, 21:42

Валентин Нужденко писал(а): Фурунус
Изображение
Ялтинские гидрогеологи называют его ФУРНУС. Он один. Точнее, у ПКВИ их два - но второй, Фурнус II, должен быть НИЖЕ каптированного. А родник под корнями дуба - ВЫШЕ. Так что это не Фурнус II. Дебет Фурнуса II был очень маленьким. Скорее всего, сейчас он исчез. Тем более, в 2007 там прошёл пожар.
Я назвала его РОДНИК НА КРАЮ ГОРЕЛЬНИКА:

Родник на краю горельника.
В базе отсутствует, на картах не обозначен.
Координаты: N44.25,974/ E34.01,964/ 489м н.у.м. WGS 84.


Изображение Изображение Изображение Изображение


Родник находится на северном краю горельника, в зарослях ежевики. Троп нет. Табличек и меток на деревьях поблизости не обнаружено. Вода выходит из-под корней дуба и образует ручеёк, пропадающий через 20-30 метров. Вода холодная и вкусная. По сведениям dmitrii mishor, видевшего этот родник лет 10 назад - в октябре родник был с водой:
http://travel.org.ua/forums/viewtopic.p ... start=2985" onclick="window.open(this.href);return false;




Валентин Нужденко писал(а): Изображение Изображение Изображение
Я не узнаю этого места. Это точно там снято? Какого года эти фотографии?
Если это снято до пожара - то сейчас он выглядит не так. Вот моё описание на этот родник:

Фурнус.
В базе - T104SX-FURUNUS.
Повторные координаты: N44.25,917/ E34.01,976/ 442м н.у.м. WGS 84.
Номер по ЯГГиИГП 692/20. По ПКВИ - 83/20 437м н.у.м.
У ПКВИ числятся два Фурнуса. Номер 20 соответствует роднику Фурнус I. Был ещё Фурнус II, 84/21, на высоте 433м. Сейчас его обнаружить не удалось. Судя по измерениям 1914-1915 годов, его дебет был очень незначительным, в 60 раз меньше, чем у Фурнуса I. Возможно, этот родник сейчас просто не существует...

Фурнус находится на территории, захваченной пожаром 2007 года. Вокруг - бурелом и буйные заросли ежевики. Подобраться удалось с трудом.

Изображение Изображение Изображение


Дверца каптажа завалена упавшими деревьями, заглянуть внутрь не удалось. Но слышен сильный шум воды. Родник жив, несмотря на пожар.

Изображение



Ниже каптажа, на расстоянии около 200м, находится смотровой колодец Фурнуса. Воду можно взять там(если у кого-то возникнет желание лазить по жуткому горельнику 8) )
В базе - T105SX-FURUNUS. Надо исправить - это смотровой колодец, а не самостоятельный источник.
Повторные координаты: N44.25,820/ E34.02,080/ 435м н.у.м. WGS 84.

Изображение Изображение

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение Вячеслав » Понедельник 28 Май 2018, 0:10

Ялтинские гидрогеологи называют его ФУРНУС. Он один. Точнее, у ПКВИ их два - но второй, Фурнус II,
Правильнее - ФУРУНУС. В реестре ПКВИ именно так ...

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение Валентин Нужденко » Понедельник 28 Май 2018, 5:31

Спасибо за поправки! Я еще не изучал порка по этому району материалы ПКВИ или Рухлова
espace писал(а):
Воскресенье 27 Май 2018, 21:13
Валентин Нужденко писал(а):12 не вполне понятный Фасбурла
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
А что непонятного? Домик - это каптаж Фасбурлы. Раз в год приезжают гидрогеологи, отпирают замок, и проверяют - всё ли в порядке. Замеры не проводятся :( По крайней мере, три года назад не замеряли.
На мой взгляд домик ниже озера -- некий коллектор. Каптаж выше озера, притом под землей и не виден. Вода переброшена от каптажа трубой через озеро к этому домику.

Изображение
_____________________
Горы, природа и достопримечательности Крыма: http://valentin-nuzhdenko.ru/
Валентин Нужденко
Крым, Симферополь

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение Валентин Нужденко » Понедельник 28 Май 2018, 5:35

espace писал(а):
Воскресенье 27 Май 2018, 21:42
Валентин Нужденко писал(а): Изображение Изображение Изображение
Я не узнаю этого места. Это точно там снято? Какого года эти фотографии?
Если это снято до пожара - то сейчас он выглядит не так. Вот моё описание на этот родник:
Это точно снято там :( . Мы шли с Алупка-исара на Шаан-каю. Это действительно снято до пожара примерно за месяц, может за полтора. 2007-ой год. Место теперь не узнать............ :( :( :( :( :( :(


Спасибо за подсказки и поправки! Явно была серьезнейшая работа проведена в этих местах и по имеющимся документам
_____________________
Горы, природа и достопримечательности Крыма: http://valentin-nuzhdenko.ru/
Валентин Нужденко
Крым, Симферополь

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение Валентин Нужденко » Понедельник 28 Май 2018, 6:30

espace писал(а):
Воскресенье 27 Май 2018, 21:42
СПЕГАЗИ Так он назван ПКВИ, и у ялтинских гидрогеологов, соответственно, тоже.
А по-моему вариант Мишы «СпецГаз» лучше!
espace писал(а):
Воскресенье 27 Май 2018, 21:42
Дебет Фурнуса II был очень маленьким. Скорее всего, сейчас он исчез. Тем более, в 2007 там прошёл пожар.
Сейчас его обнаружить не удалось. Судя по измерениям 1914-1915 годов, его дебет был очень незначительным, в 60 раз меньше, чем у Фурнуса I. Возможно, этот родник сейчас просто не существует...

Ниже каптажа, на расстоянии около 200м, находится смотровой колодец Фурнуса. Воду можно взять там(если у кого-то возникнет желание лазить по жуткому горельнику )
В базе - T105SX-FURUNUS. Надо исправить - это смотровой колодец, а не самостоятельный источник.
Повторные координаты: N44.25,820/ E34.02,080/ 435м н.у.м. WGS 84.
Валентин Нужденко писал(а): Фурунус
Изображение Изображение Изображение
Родник на краю горельника.
В базе отсутствует, на картах не обозначен.
Координаты: N44.25,974/ E34.01,964/ 489м н.у.м. WGS 84.
Изображение Изображение Изображение Изображение
Т.е. сейчас есть только один Фурнус, Фурнус II исчез, а то что есть в базе данных это непосредственно сам Фурнус и разгрузочный колодец его водовода? Я правильно всё понял?
_____________________
Горы, природа и достопримечательности Крыма: http://valentin-nuzhdenko.ru/
Валентин Нужденко
Крым, Симферополь

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение Валентин Нужденко » Понедельник 28 Май 2018, 6:34

И еще вопрос.
А как выглядит Даламия и верно ли его привязка в базе? Из-за этого долбаного ливня мы до нее не дошли. :(
_____________________
Горы, природа и достопримечательности Крыма: http://valentin-nuzhdenko.ru/
Валентин Нужденко
Крым, Симферополь

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 690
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение espace » Понедельник 28 Май 2018, 13:49

Вячеслав писал(а): Правильнее - ФУРУНУС. В реестре ПКВИ именно так ...
У ПКВИ - да. А гидрогеологи подписывают его как ФУРНУС. И в современном( от 2016 года) списке источников ялтинского ППВКХ он называется ФУРНУС.

Изображение

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 690
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение espace » Понедельник 28 Май 2018, 14:52

Валентин Нужденко писал(а):Т.е. сейчас есть только один Фурнус, Фурнус II исчез, а то что есть в базе данных это непосредственно сам Фурнус и разгрузочный колодец его водовода? Я правильно всё понял?
Да, так.
T104SX-FURUNUS - это сам Фурнус, T105SX-FURUNUS - колодец-гаситель скорости. РОДНИК НА КРАЮ ГОРЕЛЬНИКА в базе не числится.
Юра - надо исправить и добавить :!:


Валентин Нужденко писал(а):
espace писал(а): СПЕГАЗИ Так он назван ПКВИ, и у ялтинских гидрогеологов, соответственно, тоже.
А по-моему вариант Мишы «СпецГаз» лучше!
Слово "спегази" имеет греческие корни. В том районе вообще большинство названий - греческого происхождения. Интересно, что это значит - "спегази"?..



Валентин Нужденко писал(а): На мой взгляд домик ниже озера -- некий коллектор. Каптаж выше озера, притом под землей и не виден. Вода переброшена от каптажа трубой через озеро к этому домику.
Нет смысла строить такое сооружение только для для того, чтобы туда провести воду от колодца, находящегося чуть выше. Такие капитальные закрытые будки устанавливают на самих каптажах. И закрывают на замок. Чтобы туда никто не смог забраться, но при этом - чтобы у специалистов был доступ к воде.
Возможно, в этой будке помимо собственно Фасбурлы, находится и другая вода - она туда пробрасывается от источника, находящегося ещё выше. Источники там существуют не отдельно - а нанизаны на нитки водоводов. Труба, приходящая в будку, большого диаметра. Один источник Фасбурла сам по себе такой объём воды дать не может.



Валентин Нужденко писал(а): И еще вопрос.
А как выглядит Даламия и верно ли его привязка в базе? Из-за этого долбаного ливня мы до нее не дошли. :(
Повторю своё же описание:


Родник Далама.
В базе - T001SX-DALAMIY.
Повторные координаты: N44.25,476/ E34.01,049/402м н.у.м. WGS 84.
Номер по ЯГГиИГП неизвестен, по ПКВИ - 98/3 353м н.у.м. Название - Далама.
Родник тоже был некогда капитально каптирован, подобно многим другим родникам этого района. Территорию ограждает каменная ограда, но здесь, в отличие от других родников - она почти полностью разрушена. Каптирование, судя по каменной ограде, было произведено в 20-ые годы, позднее сам каптаж был переделан.
Кстати, интересно было бы узнать, почему. И почему он сейчас не значится в списке источников Алупкинского гидрогеологического района. Упал дебет? Стал пересыхать? Надо бы на него глянуть в межень :idea: Я на нём была два раза, но оба раза это был май. Возможно, это связано с оползнями. В том районе идут подвижки, и есть несколько активных оползней.

Изображение Изображение



Изображение Изображение Изображение


Вода по бетонному лотку-арыку отводится к домам, что над "местом отдыха" - озера у начала Еврейки.

Изображение Изображение Изображение


Возможно, потом она приходит в бетонный резервуар, что находится рядом с тем же озером возле дороги.

Изображение

Сейчас в выводящей трубе этого накопителя была протечка, но в межень, насколько я помню, никаких протечек там нет.



Координаты в БД точные. Отличаются от моих лишь в третьем знаке после запятой :)

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 690
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Алупкинский гидрогеологический район, №3

Сообщение espace » Понедельник 28 Май 2018, 15:58

Да - и по источнику Харабаир.
Их два, вернее, даже три. Верхний( основной, каптированный), нижний( из-под скалы) и выход в русле ручья( скорее всего, пересыхающий - надо проверить).

1. Харабаир главный.
Каптирован так же фундаментально, как и основные источники этого района. Огороженная каменной оградой территория, внутри - каптаж, немного выступающий над землёй. Описание собственно каптажа я приводить не буду.

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображение


Немного ниже самого каптажа устроен гаситель с крышкой
Изображение
Изображение



2. Харабаир нижний

Выход воды из-под скалы, его вода идёт целиком к каким-то хоз. постройкам, не смешиваясь с водой Харабаира главного.

Изображение
Изображение


Ниже - современный бассейн-накопитель.
Изображение

Возможно, что-то охотничье? Наверху, на дереве -засидка
Изображение


Рядом же находится вывод воды от Харабаира главного. Его вода тоже поступает в этот бассейн.
Изображение



3. И ещё ниже, метров 150-200 от Харабаира Нижнего, уже над трассой ЮБШ - выбивается вода в голове овражка. Скорее всего, это дериват Харабаиров. Думаю, он сезонный. Подрусловый выход. Фотографировать не стала - ничего интересного.

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Фурунус

Сообщение Вячеслав » Понедельник 28 Май 2018, 16:35

espace писал(а):
Понедельник 28 Май 2018, 13:49
Вячеслав писал(а): Правильнее - ФУРУНУС. В реестре ПКВИ именно так ...
У ПКВИ - да. А гидрогеологи подписывают его как ФУРНУС. И в современном( от 2016 года) списке источников ялтинского ППВКХ он называется ФУРНУС.
Это ошибка или опечатка.
У инженера Б.К. Правдзика (комиссия по оздоровлению ЮБК) он тоже ФУРУНУСЪ.
Это 1902 год.

А ещё есть в том же районе источник ФУРУНЛЕР :wink:
И всё это от корня ФУРУН-
На Балканах и в Евротурции так называется печурка для выпечки хлеба.
Последний раз редактировалось Вячеслав Понедельник 28 Май 2018, 21:36, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
espace
Сообщения: 690
Зарегистрирован: Понедельник 21 Май 2012, 20:08
Откуда: Москва

Re: Фурунус

Сообщение espace » Понедельник 28 Май 2018, 19:24

Вячеслав писал(а): Это ошибка или опечатка.
У инженера Б.К. Правдзика (комиссия по оздоровлению ЮБК) он тоже ФРУНУСЪ.
Это 1902 год.

А ещё есть в том же районе источник ФУРУНЛЕР :wink:
И всё это от корня ФУРУН-
На Балканах и в Евротурции так называется печурка для выпечки хлеба.

Комиссия по оздоровлению и официальный список источников ЯлтаВодоканала - это всё же немного разные вещи. "ФУРНУС" написано не только в новом перечне родников. Бубенко тоже так пишет.
А дореволюции и не такие ляпы делали. Бумага-то ладно - а вот чугун-то как стерпит? Ведь отлили, можно сказать - увековечили :oops: Как вам такой "шедевр"?

Изображение


На самом деле, надо определиться - каким названиям отдавать предпочтение. Под какими их писать? Под теми ли, под которыми они записаны в материалах ПКВИ/Рухлова - или же под теми современным, под которыми они числятся сейчас в списках КрымВодоканала и у гидрогеологов.
И если считать правильными названия, под которыми они были записаны ПКВИ - то надо писать не Иванисовские( Верхний, Нижний и Средний) - а Сосновая роща( 1,2 ), источник Пендикюль - писать Пендикуль, не Светлый - а Сюрмени... А современный Юрка III - переделать в Чок-Су. Ибо сами гидрогеологи признаются в том, что дали это название, Юрка III - за компанию с двумя остальными. А на самом деле(и они это знают) - он не относится к группе Юрка. И таких родников много.
А по поводу ФУРУНУСА/ФУРНУСА и ФУРУНЛЕРА/ФУРНЛЕРА - то на слух это звучит почти одинаково. В русском произношении вторая У теряется. Произнесите это вслух - и сами почувствуете. И как правильно пишется - ФУРН или ФУРУН? От какого слова это вообще произошло? Тюркский ли у него корень - или же греческий?

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Фурунус

Сообщение Вячеслав » Понедельник 28 Май 2018, 21:51

Комиссия по оздоровлению и официальный список источников ЯлтаВодоканала - это всё же немного разные вещи. "ФУРНУС" написано не только в новом перечне родников. Бубенко тоже так пишет.
Между прочим Правдзик готовил материалы для Сикорского. Написаны каллиграфическим почерком, вручную. А ты апеллируешь к бумажке 2016 года, которую набивала одним пальцем какая-нибудь секретарша из водоканала. Ты её посмотри внимательно и найдешь там ещё кучу перлов "лексичного складу".

А где у Бубенко он называется Фурнус ?

Про люк с надписью ИНЖИНЕРЪ. До революции не было устоявшегося написания этого слова. Тяготеющие к английскому писали ИНЖИНЕР от engineer, а франкоманы писали ИНЖЕНЕР от ingénieur ...

Ответить