Источники Аутки

Давайте поговорим про родники Крыма

Модератор: Модераторы

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Татарин » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 0:06

antr писал(а):...Древнее кладбище (надеюсь, среди читателей форума нет ЧА)...
На это не стоит надеется. Среди почитателей - нет, а среди читателей - полным полно.
Но насчет "древнего кладбища" я лично могу сразу гарантировать этим читателям, (как один из активный участников всех 3-х археологических экспедиций в пещере Иограф), что этот некрополь - истинный фейк. Тут ничего нет и никогда не было.
Это легенда, созданная усилиями разных авторов с разными целями, первоначально возникла еще в конце XIX в., как гипотеза, что здесь мог быть такой некрополь. Впоследствии, и не без участия ЯО ККГК к этому месту возник устойчивый интерес среди крымских любителей горных пеших прогулок. Ретивые и далеко не всегда грамотные экскурсоводы (чаще всего это были гиды-проводники из местных жителей) развили эту гипотезу до почти утверждения (типа, вон под тем камнем был похоронен мой прадедушка, причисленный еще при жизни к лику святых. Клянусь бородой Аллаха).

С удовольствием замечу, что на моей реконструкции маршрута Сад Смульского показан на том же месте, где он обозначен на карте из некупленного Вами путеводителя Чехова-Феденко. (Книга имеется здесь http://search.rsl.ru/ru/record/01005315731" onclick="window.open(this.href);return false;).
Но, к сожалению, там тоже не указывается, где располагались сами резервуары Смульского. В самом саду или над ним. Надо искать другие описания, чтобы по ним реконструировать местоположение резервуаров и источников Смульского.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Татарин » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 1:28

antr писал(а):... опись сделана до национализации. Это видно по перечисленным в ней зданиям на ул. Каменоломной (Чернова), акт о "муниципализации" которых датируется октябрем 1924 года. Подписана опись только членами церковного совета. Я думаю, что участки с названиями взяты из более ранних церковных документов, возможно даже из дарственных. А вот как давались эти названия - по урочищу, по источнику на территории участка или используемому для его орошения - этого я не знаю...
В приведенном Вами списке указан "... Участок "Зиго" при деревне Верхней Аутке мерой 1 д. 500 к. с."

Одноименный с ним источник "Зиго" описывается в отчете Лучицкого:
Изображение
Его номер по данным ПКВИ - 134. Вопрос к Вячеславу - в материалах ПКВИ имеется какое-то указание, что этот источник находится на участке церковной земли? (У меня нет этих материалов в наличии). В старой версии БД, которой я располагаю, Зиго не обозначен.
PS
(Однако, судя по описанию Лучицкого, я знаю, где он находится. Не уверен, однако, что туда до сих пор можно свободно пройти в связи с дачной застройкой. Но еще пару лет назад пруд-накопитель от этого родника охраняли пару бомжей и за рюмку выпивки можно было спокойно полазить вокруг. Их нанимал тот же ворюга, которому якобы по административной ошибке клерка ялтинской мерии случайно продали участок земли со скалой, на которой находится памятник истории и археологии - Учан-Су Исар. Поэтому теперь Исар находится на частной территории и для осмотра не доступен. Бомжи меня честно предупреждали - вот отсюда и до туда гуляй как хочешь. А вон туда за бетонный забор, не лазь. Территория охраняется служебными ротвеллерами. Порвут).

В моей реконструкции маршрута через сад Смульского имеется упоминание о двух маленьких домиках на церковной земле слева от тропы на Иограф выше фонтана Бялокура. Этот участок также должен был быть муниципализирован в 1924г. Под каким названием он может проходить в Вашем списке и от какого источника он мог снабжаться водой?
Сейчас - запросто водоводом от каптажа 1935г. А раньше, если предполагать, что использовался только нижний дериват этого источника для частных резервуаров Смульского, то такой водовод был невозможен.

В других описаниях маршрутов также имеются упоминания об участках церковной земли. Я постараюсь их также по описаниях локализовать.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Татарин » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 1:32

энтузиаст писал(а):шикарная карта
Привет, Серега. А ты что думаешь насчет Селим-Бека? У Вадика на сайте статья Бертье Делагарда висит полностью. Но фотопривязки даны неправильные.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Татарин » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 1:54

Вячеслав писал(а):...В наблюдениях ПКВИ источник(и) Смульского не значится. А Мегамали-4 там есть. Лучицкий не отождествляет Мегамали-4 с источниками Смульского. Описывая родник из списка ПКВИ, он в скобках приводит их старые номера. По Смульским этого нет. Значит эти источники не наблюдались ПКВИ в 1913-15 гг...
Слава, как ты считаешь, ПКВИ имела возможность вести наблюдения за источниками, находящимися в частной собственности? Если нет, то это может объяснить, почему в материалах ПКВИ нет Смульских источников.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

antr
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Суббота 19 Сентябрь 2015, 23:25

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение antr » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 14:16

Отрисовать успел, перечитать и обдумать все описания прохода через эту местность - пока нет.

Изображение

Пояснения:

верхний ряд

Наложение карты 1912 на АФС 1943. Посчитал в SAS планете площадь некоторых участков вдоль дороги, перевел из расчета 4,55 кв. м. = 1 кв. сажень, 2400 к. с. = 1 десятине. У Смульского было около 17 десятин, из них 3-4 распахано под сад. Полностью подходящих по величине участков нет, есть № 1401, который меньше и № 1320, который больше.

Церковная земля, мимо которой идет Узеньбашская тропа, по описанию и размерам похожа на участок №1399 или восточную часть участка № 1398 (выделена пунктиром). Я думаю, что это "Мегамали" описи (1 д. 1280 к. с.).

Участок № 1281, судя по огромному круглому сооружению ("крытый железобетонный резервуар емкостью на 40 000 ведер" ?), мог принадлежать наследникам Штангеева.

№ 1282 - усадьба Бялокура? По воспоминаниям Кретовича в ней был основной дом, два флигеля и хозпостройки.

№ 1283 - "Славати". На карте 1912 границы смазаны, рисовал по АФС

№ 1284 - "Гастрия"

средний и нижний ряд

Фотооткрытка конца 1920х- начала 1930х годов с привязкой по АФС. Когда был сделан снимок неизвестно, возможно даже в 1910-х. В принципе довольно обычная ситуация для довоенных открыток, но это отдельный разговор.

Двухэтажный дом и слабо заметный бугор перед ним - участок Штангеева? Белый домик восточней - Бялокур? Обведенная оранжевым стена - место каптажа 1935 года. Есть послевоенная фотография, где у стены полный периметр, как на АФС.

Между двухэтажным домом и каптажом видны две больших полосы зелени на участке № 1320 - сады и поле (?). На северо-запад от двухэтажного дома тоже просматривается нечто вроде сада (нижнее поле участка № 1401?). На запад от него растительности почти нет (участок № 1280).

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Вячеслав » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 17:34

Миша, я довыложил остальные страницы из статьи Делагарда с своё изначальное сообщение.

Страницы из ПКВИ на р-н Учан-су:

Изображение Изображение

Для удобства, упрощаю таблицы, помещая названия родников напротив владельцев земли:

Изображение Изображение

Видим, что владельцем Мегамали-4 был :!: Смульский. У всех остальных родников, свои хозяева. Значит, у Лучицкого либо какая-то путаница с разбивкой по группам, либо на том оползневом склоне были и др. выходы воды, которые принадлежали Смульскому, но ПКВИ не наблюдались из-за невнятности, и которые в последствии Лучицкий выделил в отдельную группу.
Возможно, дело именно в оползне и какие-то выходы могли активизироваться к 1924-27 гг.

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Татарин » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 20:36

antr писал(а):Отрисовать успел, перечитать и обдумать все описания прохода через эту местность - пока нет...
Блин, antr, очень интересно. Где ж Вы раньше только были, когда я по Ялте чаще бегал?!! Можно было любую точку переснять при необходимости.
Ладно. Привязал Вашу скрещенную карту 1912+АФС 43 в ОЗИ и положил на неё свои реальные треки (красные) и точки с GPS - желтые+ аква (каптажи или родники). Добавил виртуальные искомые точки - белые. Также синим цветом обозначил водоводы от каптажа 1935 г., показанные на карте 80-х гг. ХХ в. От Каптажа 1935г. трасса водовода, уходящего вниз до ЮБШ фиксируется в реальности цепочкой воздушных колодцев (трубу то же видно местами), а трасса водовода, уходящего к насосной станции до ее забора также хорошо заметна в реальности.
получается вот так (гугл и 1912+АФС)

Изображение
Изображение

Обратите внимание на точки:

- Ост. кол. (желтая, над 11-м микрорайоном) - здесь в нижней части старого оползня сохранились остатки каменных колодцев и и арыков. Предполагаю, что именно здесь был нижний дериват источника, который называли Смульскими источниками. Также предполагаю, что при реконструкции верхнего каптажа в 1935 г. этот поток был перехвачен и отведен в общий каптажный бассейн. За этот счет частично удалось стабилизировать оползень.

-бассейн (там, где Вы указываете стрелкой Резервуар) - под современной дорогой на склоне в кустах реально располагается круглый бетонный резервуар, забитый сейчас под завязку бытовым и строительным мусором. Я его несколько раз осматривал и считаю, что он ранее наполнялся водоводом от каптажа на участке, который я считаю бывш. плантацией Бялокура. Каптаж был выполнен в колодце. Стоял насос. качавший воду в небольшой прудик (2011-2012 гг.) У меня была только одна возможность его посетить. Ранее в 80-90-е годы ХХ в. здесь были огороды и дачные участки. За последние 4 года участок полностью застроен фешенебельным коттеджным поселком. Доступа внутрь более не имею.
От этого каптажа в рельефе тогда еще прослеживались два старых водовода - один вниз к дороге, над которой был полуразрушенный небольшой цементный бассейн ( в нем часто можно было найти воду. Поэтому я предполагаю, этот водовод мог частично работать. У меня есть и его фото и точка). другой на запад к тому разрушенному бассейну под дорогой. Там воды я никогда не видел.
Я предполагаю, что придорожный фонтан Бялокура, которым когда-то пользовались все путешествующие по Узеньбашской тропе, был запитан именно от этого каптажа на плантации Бялокура. Фонтан должен был стоять на левом борту мелкого овражка. Узеньбашская тропа возле фонтана пересекала этот овражек и начинала подъём через ступенчатые скалы Хатмерлер к пол. Кучук-Мейдан. Современная улица, которая приводит нас к границе леса проложена немного иначе, но общее направление выдерживается. К сожалению уже все плотно застроено. А еще пару лет назад можно было лазая там между стройками увидеть крепиды старой узеньбашской дороги.

Беру тайм-аут, чтобы как следует обдумать Ваши виртуальные привязки и проанализировать свои маршруты в соответствии с Вашими предположениями.
Также постараюсь пособирать все свои фото за 10 - 16 гг. по этому району.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Татарин » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 21:00

Вячеслав писал(а):...
Страницы из ПКВИ на р-н Учан-су...
Слава, Спасибо! Выходит Мухин все таки прав. Ну хотя бы частично. Думаю, что он преднамеренно несколько упростил и обобщил ситуацию.
сейчас проанализирую твои материалы
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Вячеслав » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 23:10

Попробуй на свою GE-карту добавить точки, хотя бы приблизительно, номерных объектов Аутки, показанные на карте Г. Москвича. Может это что-то даст?
Ну, например подскажет, примерное место родника Кабака во владениях И.Ю. Стериони. Думаю, №50 Табачная плантация Стырионаса, это просто вариант фамилии:

Изображение

antr
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Суббота 19 Сентябрь 2015, 23:25

Re: Источники Аутки

Сообщение antr » Воскресенье 30 Октябрь 2016, 23:56

Переименовал тред в "Источники Аутки"
Выходит Мухин все таки прав
У него был доступ к бумажным упражнениям местного ПУВКХ, скажем так.

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение Татарин » Понедельник 31 Октябрь 2016, 2:42

Вячеслав писал(а):Попробуй на свою GE-карту добавить точки, хотя бы приблизительно, номерных объектов Аутки, показанные на карте Г. Москвича...
Слава, я давно сделал файл точек с карты Москвича, как только она появилась в нашем распоряжении. Могу тебе его отправить на мыло. Сам поиграешь с картами, если будет желание. Тогда быстро поймешь, что, к сожалению, точки Москвича ложатся далеко не всегда корректно. На это есть несколько причин.

1. Карта Москвича была скопирована с карты Меркулова и скопирована не очень аккуратно, с некоторыми искажениями.
2. Первоисточника - карты Меркулова в хорошем разрешении у нас до сих пор нет.
3. Объекты нанесены на карту Москвича вручную и могут иметь достаточные смещения относительно реального положения.
3. Во многих случаях сложно понять к какому объекту на карте Москвича относится его нумерация.

Смотри, например - это карта Москвича с наложенными точками (нумерация Москвича)
Изображение

- а вот это интересная карта из Пособия для экскурсоводов г. Мухина В. Она была сделана на основе верстовки и качественно привязана одним нашим товарищем - специалистом в вопросах геодезии.
Изображение
Тем не менее точки Москвича ложатся с заметными смещениями. Это доказывает некорректность карты самого Москвича, откуда эти точки сняты.

- а вот так эти же точки ложатся на карту antr - 1912+АФС43 (Верхняя Аутка):
Изображение
Заметно, что, например, т.45 съехала ниже раздвоения экипажных дорог, но в целом можно считать, что точки ложатся удовлетворительно.

- на участок карты 60-х г.ХХ в. (Верхняя Аутка)
Изображение
Здесь точки также ложатся относительно прилично, но в этой карте также была еще использована верстовая топосъемка, но с обновленной инфраструктурой.

- на карто-схему ИБ, которая для этого района вообще слепая получается:
Изображение
И здесь для некоторых точек также заметны очень серьезные промахи. Напр. т.47- усадьба "Гнездышко" Бартоломея ложится под новую трассу ЮБШ, смещаясь относительно своего реального положения примерно на 500 м к северу.

- на участок карты 80-х г.ХХ в.:
Изображение
А вот здесь уже заметны очень сильные "непопадания" для некоторых точек, связанные с использованием новой топосъемки. Например, т. 41 - известковый завод убегает почти на 250 м к западу от своего реального положения. Это уже слишком много, чтобы найти, например, неизвестный источник на горном склоне или тропу.

- на гугл-эрс съемки 2015 г.:
Изображение
Здесь также заметны сильные промахи для известных нам объектов.

Но в целом такая методика несомненно дает некоторые подсказки. Особенно если рассматривать карту Москвича вместе с его описаниями, которые обычно отличаются подробностью и точностью.
Например, интересующая тебя точка №50 - Табачная плантация Стырионаса где-то закатана под асфальт спортивных площадок нового микрорайона №10. Маловероятно там разыскивать теперь источник Кабака.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Re: Источники Аутки

Сообщение Татарин » Понедельник 31 Октябрь 2016, 3:03

antr писал(а):...У него был доступ к бумажным упражнениям местного ПУВКХ, скажем так.
И не только к водоканала. Особенно пока он занимал должность завхоза Ялтинского историко-литературного музея. У него также был доступ к архивам некоторых очень известных ялтинских краеведов из старого поколения. К сожалению, многие из этих архивов не были сохранены их наследниками. Или наследников не было. Истории бывают темные.
Поэтому то, что Мухину удалось сохранить в своей книге, пусть даже в таком варианте, когда нельзя проверить его источники - это большая удача для всех нас.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

antr
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Суббота 19 Сентябрь 2015, 23:25

Re: Источники Аутки

Сообщение antr » Понедельник 31 Октябрь 2016, 8:43

Татарин писал(а):когда нельзя проверить его источники
Это сознательная позиция. Когда-то Мухин пояснял мне, что ссылки он не ставит, чтобы читатель не пришел на все готовое, а повторил его поиск (не дословно, но смысл был примерно такой). Поэтому в "Ялта и окрестности. Прогулка со словарем" ссылок нет вообще. Сейчас он смягчил позицию и говорит о ссылке на книгу в общем, без конкретного места. К сожалению, вышло так, что я не купил "Крымские горы. Возвращение к истокам", поэтому не знаю, как дело обстоит там.
Последний раз редактировалось antr Понедельник 31 Октябрь 2016, 10:20, всего редактировалось 1 раз.

antr
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Суббота 19 Сентябрь 2015, 23:25

Re: Источники Аутки

Сообщение antr » Понедельник 31 Октябрь 2016, 10:07

По Кабаке.

Стериони старожилы, недавно узнал про унтер-офицера Георгия Стериону, который жил в Аутке еще в 1848 году. Поэтому чаир и плантация могли принадлежать и разным ветвям семьи.

Про Кабаку первым писал Кондараки в 1867 году:

"Немного подальше напротив Фарфоры у подножия Ливадской ротонды снова встречаются признаки обитания человека, но здесь уже открыты не только могилы, но и фундаменты жилищ. Место это называется Пола-клесия т. е. много-церковие <...>. Указывают также на целебный источник Кабака, находящийся около этих церквей, к которому по настоящее время ходят преимущественно одержимые лихорадками, уверяя в действительности его свойства врачевать страждующих от этой болезни."

Фарфора здесь - Нижняя Аутка, Ливадская ротонда - недавно обсуждавшаяся беседка на Чайной горке. Полаклесию Кондараки локализует на месте Гетмановских каменоломен (район улицы Сосновая).

У Лучицкого Кабака с одной стороны "в нижней части той же балки", что и дача "Джан-Оро" (сан. Узбекистан), с другой стороны в долине ручья Кабака, находящегося где-то западнее Суворовской улицы. По правому берегу этого ручья в его верховьях проходит "узкий гребень", отделяющий его от Ливадийского кладбища.

Все вместе, как мне кажется, это указывает на овраг между Блюхера и Красноармейской.

antr
Сообщения: 61
Зарегистрирован: Суббота 19 Сентябрь 2015, 23:25

Re: Явлица и Пигадица (оба в Аутке)

Сообщение antr » Понедельник 31 Октябрь 2016, 10:16

Татарин писал(а): на карте из некупленного Вами путеводителя Чехова-Феденко. (Книга имеется здесь http://search.rsl.ru/ru/record/01005315731" onclick="window.open(this.href);return false;).
Но, к сожалению, там тоже не указывается, где располагались сами резервуары Смульского. В самом саду или над ним. Надо искать другие описания, чтобы по ним реконструировать местоположение резервуаров и источников Смульского.
Я попробую заказать этот путеводитель по ЭДД, когда будут свободные деньги. Там должно быть описание маршрута и довольно подробное, судя по карте.

Ответить