Источники Многоречья

Давайте поговорим про родники Крыма

Модератор: Модераторы

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Источники Многоречья

Сообщение Валентин Нужденко » Вторник 19 Май 2009, 19:09

Информация на 17 мая 2009 года.
К рассмотрению предлагаются три родника, расположенных у южной (выше по течению) окраины Многоречья на территории закрытой санитарной зоны, смотри схемы 1, 2.
Схема 1

Изображение

Схема 2

Изображение

Карта

Изображение

1 Мощный источник с дебетом на 17 мая 2009-года составлявшем около 300 л/сек, расположенный в овраге, в 50 метрах от обочины дороги, ведущей из Многоречья правым бортом Кучук-Узень-Баша к тур. стоянке. У Белянского в этом районе обозначено 2 источника при этом присутствуют такие названия как Джами-Узень и Панапарт-Майле смотри схему 3. При этом Белянский стрелками переносил их привязку на схеме. Какой именно из них изображен на фото я так и не понял.

Изображение

Изображение

2 Два рядом расположенные источника, находящиеся возле гидропоста, почти что друг напротив друга на левом и правом берегах реки, в непосредственной от нее близости. Скорее всего, левобережный родник носит название по И. Белянскому Азменын-Чокрак.

Изображение

Изображение

Правый берег

Изображение

Изображение

Левый берег

Изображение

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

родники ур. Панапарт

Сообщение Вячеслав » Четверг 21 Май 2009, 23:16

Валентин писал:1. Мощный источник с дебетом на 17 мая 2009-года составлявшем около 300 л/сек, расположенный в овраге, в 50 метрах от обочины дороги, ведущей из Многоречья правым бортом Кучук-Узень-Баша к тур. стоянке. У Белянского в этом районе обозначено 2 источника при этом присутствуют такие названия как Джами-Узень и Панапарт-Майле смотри схему 3. При этом Белянский стрелками переносил их привязку на схеме. Какой именно из них изображен на фото я так и не понял.

Комментарии:
Джами-Узень – судя по названию, родник должен быть около мечети. Я его не знаю.

Недавно было на Форуме упоминание про «прекрасный, минерализированный источник, недалеко от магазина», автор Bagira писала: «… источник в Многоречье, к сожалению, точных координат нет. Если "на пальцах", то от магазинчика, на который мы вышли, спустившись с Коша, вниз-налево (если стать спиной к его входу) около 200 м. Покажет любой местный, они там набирают воду вёдрами, и они же сказали, что вода издавна пользуется доброй славой. Представляет из себя плиту под деревом с выведенной трубой.»
Не знаю, есть ли связь этого источника и источником у мечети? Скорее всего что-то разное …
Панапарт-Майле – это не название родника, а название части села. Майле – от «маалле» - квартал, район, территория (села, города).
Юхары-майле у Белянского перенесено стрелкой на Панапарт-майле, т.е. это разные названия одной и той же части села. "Юкъары маалле" — верхняя махалля (квартал).

Надпись «и. Панапарт (Бонапарт)» перенесена Белянским стрелкой на левый берег речки КУ в ур. Панапарт. Причина переноса, скорее всего, объясняется описанием источника «Бонапартъ» у Рухлова: «Вверхъ по течению речки, на краю деревни Кучукъ-Узеньбашъ, имеется источникъ «Бонапартъ», выходъ котораго на поверхность представляется въ виде ямы въ 0,25 куб. саж., расположенной на левомъ берегу речки; въ дне ямы и выбиваются струи воды въ количестве 25.000 суточныхъ ведеръ, температура воды 10,8° Ц.; напротивъ его выходъ другого источника, дающаго 8.500 ведеръ, температура воды въ которомъ 9,8° Ц.; ниже последняго, сажени на три, выходъ новаго источника, вода котораго поступаетъ въ водоразборную тумбу; расходъ воды опредъленъ въ количестве 5.700 вед., температура воды 9,4° Ц. Повышенная температура воды въ этой группе источниковъ можетъ быть объяснена примесью къ коренной воде источниковъ грунтовой воды, протекающей въ неглубокихъ, сравнительно, наносахъ изъ мелкихъ родниковъ урочища Ухане-Дере и Алла-Буха.»
Знак вопроса на конце стрелки, возможно, говорит о том, что этот родник Белянский там не знает (не видел, не нашёл, уже не существует). В тоже время значок «родник» у Белянского около русла Ухане-дере нарисован ! и надпись Панапарт изначально относится к нему ...
И у Рухлова есть косвенная привязка Панапарта к ур.Ухане-дере. Но как может примешиваться вода бассейна Ухане-дере к воде и. Панапарт, если б он действительно был на левом берегу КУ? Возможно, Рухлов путает левый с правым или не придерживается принципа орографичности. Я уже встречал это в его книге …

Данные на Панапарт в мат-ах ПКВИ 1914-15 гг:- регистрационные: № 69/42, Панапарт, высота нум 228 саж.(486 м), описание выхода: из шифера, засорен; качество: норм., прозр., б/запаха; влад.земли: о-во дер.Кучук-узенбаш; употребление воды: не исп.; примечание: возле чаира Эмир Али Эфенди.
- дебит: средний за период наблюдения - 16340 ведер/сутки, максимальный – 43200 ведер/сутки, минимальный – 0 (август-сентябрь).

Предварительный вывод: если это Панапарт, то где-то рядом должны быть ещё родники (выходы), менее мощные чем родник №1.

Валентин писал:2. Два рядом расположенные источника, находящиеся возле гидропоста, почти что друг напротив друга на левом и правом берегах реки, в непосредственной от нее близости. Скорее всего, левобережный родник носит название по И. Белянскому Азменын-Чокрак.

Комментарий:Допустим Рухлов прав, тогда, возможно, это и есть группа источников Панапарт 1, 2, 3 из описания Рухлова ???????????
Тогда источник № 1 может быть источником, который описан у Рухлова так: «Самымъ обильнымъ и постояннымъ источникомъ данной мульды является источникъ «Кучукъ-Узеньбашский», расположенный въ самой деревне, на базарной площади. Обнажается источникъ двумя головами, водотоки которыхъ разделены небольшимъ хребтомъ, шириной около 20 саж.(43 м). Первая голова источника обнажается въ овраге, начинающемся подъ крутымъ обрывомъ темноцветнаго известняка, наивысший горизонтъ выхода воды наблюдается на 227 саж.(484 м) надъ уровнемъ моря, но самая сильная струя выходить на высотъ 224,5(479 м) саж. надъ уровнемъ моря, замечается еще просачивание струи воды и на высоте 222,4 саж.(475 м) Выходъ струй воды распространяется по горизонтальной плоскости на 14 саж.(30 м), и подстилающей скатертью служатъ глинистые сланцы, обнажение которыхъ ясно видно на русле въ разстоянии 7 саж.(15 м) по вертикали отъ выхода струй. На сланцахъ, более вероятно, залегаютъ конгломераты, выходы которыхъ вблизи источника замаскированы известковымъ наваломъ, но обнажение ихъ заметно около дороги, несколько севернее. Расходъ воды въ первой голове источника определился въ июле месяце въ количестве 325.000 суточныхъ ведеръ, температура воды 8,4° Ц. Вторая голова источника даетъ воду изъ навала, расположеннаго на дне незначительного оврага, суточное количество ея определилось въ 69.000 вед., температура 8,8° Ц. Следовательно, общий расходъ воды Кучукъ-Узеньбашскаго источника, за конец июля, определился въ количестве 394.000 суточных ведер, каковой расходъ, по свидетельству местныхъ обывателей, является более или менее постоянным; увеличение расхода наблюдается или весной во время таяния снеговъ, или после очень сильных дождей.»

Вопросы Валентину:
1. На схемке показана турстоянка. Она реально там есть? На санитарной зоне?
2. Есть ли фото остатков мечети?
3. Надо узнать, где в селе была базарная площадь.
4. Надо узнать, как жители называют источник, описанный Багирой. Возможно, это не источник, а лишь один из выводов воды от общего водовода, снабжающего нижнюю улицу села…
5. Есть ли фото водозаборного гидротоннеля в сан.зоне ?
6. Что за сооружение серого цвета рядом с гидропостом с водомерной рамкой и мостиком ? А что в белом домике?
7. С какого берега сделано фото, на котором гидропост?

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Сообщение Валентин Нужденко » Среда 27 Май 2009, 7:16

Увы, пока, наверное, не получится, как хотелось бы дать материал отдельной html страницей, на это нет времени. Придется давать традиционно.
Изучив материал, я запутался еще больше. Такое впечатление, что Рухлов был в каком-то другом месте.
Боюсь, что многое из описанного им находится на закрытой территории.
Вячеслав писал(а):Вопросы Валентину:
Вячеслав писал(а):1. На схемке показана турстоянка. Она реально там есть? На санитарной зоне?
Да есть, она не на санитарной зоне, но в непосредственной близости, прямо рядом с колючкой.
Изображение
Изображение
Вячеслав писал(а):2. Есть ли фото остатков мечети?
На конечке автобуса, рядом с магазином.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Рядом с мечетью на земле сложены такие вот шикарные барельефы:

Изображение

Изображение

Изображение
Вячеслав писал(а):3. Надо узнать, где в селе была базарная площадь.
??? пока не знаю, увы…
Вячеслав писал(а):4. Надо узнать, как жители называют источник, описанный Багирой. Возможно, это не источник, а лишь один из выводов воды от общего водовода, снабжающего нижнюю улицу села…
Попробую в следующий приезд.
Вячеслав писал(а): Bagira писала: «… источник в Многоречье, к сожалению, точных координат нет. Если "на пальцах", то от магазинчика, на который мы вышли, спустившись с Коша, вниз-налево (если стать спиной к его входу) около 200 м. Покажет любой местный, они там набирают воду вёдрами, и они же сказали, что вода издавна пользуется доброй славой. Представляет из себя плиту под деревом с выведенной трубой.»
Не первое село, в котором замечено столь трепетное отношение к своим источникам и наделение их воды чудодейственными свойствами. Впрочем, это хорошо.
Вячеслав писал(а):5. Есть ли фото водозаборного гидротоннеля в сан.зоне ?
Ты наешь, я тут подумал, что это может быть просто мост. Через санитарную зону проходит дорога. Наверное когда-то еще до основания этой «зоны» дорога была основной, потом сделали объезд. Словом, темнело и времени было мало, не стал я его снимать.

Изображение
Вячеслав писал(а):6. Что за сооружение серого цвета рядом с гидропостом с водомерной рамкой и мостиком ? А что в белом домике?
Только сейчас обратил на него внимание, даже не знаю….
Вячеслав писал(а):7. С какого берега сделано фото, на котором гидропост?
С правого!

Аватара пользователя
SergeyDyuk
Сообщения: 218
Зарегистрирован: Пятница 15 Май 2009, 9:41
Откуда: Sevastopol

Сообщение SergeyDyuk » Среда 27 Май 2009, 9:20

Теперь становится более понятным, почему это место называется Многоречье.
"С открытым забралом"

Аватара пользователя
Валентин Нужденко
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Воскресенье 31 Август 2008, 20:00
Откуда: Симферополь
Контактная информация:

Сообщение Валентин Нужденко » Среда 27 Май 2009, 9:23

Еще уточнение:
Вячеслав писал(а): Джами-Узень – судя по названию, родник должен быть около мечети. Я его не знаю.
И я не знаю, потому, что его там нет!
Но! Где-то в районе седловины Митис-Богаз есть отвод воды от арыка вниз, к Юхары-Майле. Это труба идущая по поляне четко вниз, к селу. Возможно, отвод существовал и раньше.

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

источники Многоречья

Сообщение Вячеслав » Четверг 28 Май 2009, 12:47

Сергей,
возможно многие источники не существуют и причиной может быть комплекс Ключевского вдхр., строительство которого могло нарушить гидрографию.
Перечень источников, приписанных ПКВИ к Бассейну р. Кучук-Узенбашъ - 1915 год - №№ 62 - 98
Беш-Текне - на тс Кош
Эки-текне - на Екатериненской дороге
Бiюк-дере - ???
Ханапте - ???
Комурлюк - ???
Папиер I - ???
Панапарт - сан.зона
Чох-су - маршрут 55
Папиер II - ???
Юрка III - см. маршруты Шутова в книге БКК
Юрка I и II - см. маршруты Шутова в книге БКК
Аджи-Сейдамет I - ???
Аджи-Сейдамет II - ???
Меметнын - ???
Кучук-Узенбаш - сан. зона
Хiельни II - ???
Аша-Чешме - ???
Хiельни I - ???
Каячик - - ???
Кумин Яр I - ???
Кумин Яр II - ???
Кумин Яр III - под перевалом Сотира
Папiер III - ???
Папiер IV- ???
Папусюк - ???
Халфнын - ???
Мердымнын - ???
Курнис-Чаир - ???
Хоша - ???
Фонтан I в д.Кучук-Узенбаш -- ???
Фонтан II в д.Кучук-Узенбаш- ???
Фонтан III в д.Кучук-Узенбаш- ???
Фонтан IV в д.Кучук-Узенбаш- ???
Фонтан V в д.Кучук-Узенбаш- ???
Фонтан VI в д.Кучук-Узенбаш- ???
Артна Бахча- ???

Сплошные родники и сплошные знаки вопроса :roll:
Причем разговаривал с "местными" в магазине и на Митис-богазе (собирали шишки) - родников не знают!!! Село снабжается водой арыка (верх. улица) и водозабора (ниж.улица) в сан.зоне и родники никого не волнуют. Есть колодцы, но они пересыхают летом-осенью.
Последний раз редактировалось Вячеслав Четверг 02 Декабрь 2010, 16:17, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
SergeyDyuk
Сообщения: 218
Зарегистрирован: Пятница 15 Май 2009, 9:41
Откуда: Sevastopol

Сообщение SergeyDyuk » Четверг 28 Май 2009, 13:00

Список впечатляет. А вот местные, это уже не те местные, как мы понимаем. Да, печально, что скорее всего прервана приемственность в отношении поколений людей и Природы этих мест.
"С открытым забралом"

Аватара пользователя
SergeyDyuk
Сообщения: 218
Зарегистрирован: Пятница 15 Май 2009, 9:41
Откуда: Sevastopol

Сообщение SergeyDyuk » Четверг 28 Май 2009, 15:23

Вячеслав,

Вот еще мысль пришла, в отношении выше изложенной мной мысли.

Не знаю, надо это или не надо, но такие люди как Вы с Валентином могли бы несколько восстановить связь. Для этого, надо соответствующим образом оформить Ваши исследования и передать старейшинам этих мест. Тогда труд И.Белянского и Ваш обретет другой смысл.
"С открытым забралом"

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав » Четверг 28 Май 2009, 17:18

Сложный вопрос.
С одной стороны хочется чтобы местные люди знали родники, ими пользовались и ухаживали.
С другой стороны в связи с продвижением частного строительства вверх по склонам местные водопользователи не внушают мне доверия. Вспомните про родники Сохахнын-су на склонах Ураги, как их заковали в бетон и железо ... Или про родник около Передового http://neizv.crimea.ua/Rodnik/Skaj.html

К тому же слишком много ещё знаков вопросов остаётся по названиям и по привязкам, многие ещё мы не знаем или можем ошибаться. Конечно хорошо бы набрав много материала показать его кому-то из местных, обобщить информацию, исправить.
К сожалению в Крыму бываю редко, стараюсь ходить по разным маршрутам и досматривать несколько раз один и тот же район не получается. Так что в углубленном изучении все надежды на вас, на местных энтузиастов ...

Аватара пользователя
SergeyDyuk
Сообщения: 218
Зарегистрирован: Пятница 15 Май 2009, 9:41
Откуда: Sevastopol

Сообщение SergeyDyuk » Пятница 29 Май 2009, 8:45

Да, согласен. Вопрос непростой. Но учитывая все большую пропаганду западного образа жизни, а главное мысли, эту информацию, надо наверное, глубоко запрятать и никому не показывать.
"С открытым забралом"

Аватара пользователя
olbeauty
Сообщения: 895
Зарегистрирован: Воскресенье 05 Октябрь 2008, 16:57
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники Многоречья

Сообщение olbeauty » Суббота 13 Ноябрь 2010, 11:19

Хочу разобраться с источником Панапарт.
Валентин Нужденко писал(а): Схема 1ИзображениеСхема 2ИзображениеКартаИзображение
1 Мощный источник с дебетом на 17 мая 2009-года составлявшем около 300 л/сек, расположенный в овраге, в 50 метрах от обочины дороги, ведущей из Многоречья правым бортом Кучук-Узень-Баша к тур. стоянке. У Белянского в этом районе обозначено 2 источника при этом присутствуют такие названия как Джами-Узень и Панапарт-Майле смотри схему 3. При этом Белянский стрелками переносил их привязку на схеме. Какой именно из них изображен на фото я так и не понял.
ИзображениеИзображение
Я так понимаю, что Ист №1 (на схеме 1 Валентина) тот, который находится под насыпью дороги перед шлагбаумом с потрясающим дебетом, сравнимым разве что, с Панией -есть источник Панапарт (точка 005 на карте ниже), а не Джами-Узень....... Вроде как Белянский, обозначал источник заключенный в кружочек точками как каптированный, а этот имеет естественный вид (это хорошо видно на фото Валентина)...... а не каптированный по схемке Белянского - и есть Панапарт.
А где-же тогда этот Джами? Или не так? Меня смущает этот "Узень"...... источник очень похож на поток, реку.....
Изображение
Его фотографии октября 2010.
ИзображениеИзображение
Помогите разобраться....
:D
"Не оборачивается тот, кто устремлен к звездам".

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Сообщение Татарин » Четверг 02 Декабрь 2010, 13:30

Мир вам. друзья.

Отвечаю только сейчас. т.к. давно не заглядывал в эту тему и пропустил ваш вопрос.

Я сам был в этом районе в качестве экскурсанта 03.10.10. после ДТ. Моим гидом- проводником был сам Вячеслав - спасибо ему огромное. Без него я бы увидел значительно меньше. а понял и подавно ничего.

Вот участок моего трека. положенный на 100м.

Изображение

На карте видно, что до создания водоохранной зоны старая дорога в село шла через источник Панапарт. А новая тропа. обходя водоохранную зону, проходит выше.
Точка №70 - это шлагбаум на схеме Валентина. Ее фото -

Изображение

Сам источник находится за шлагбаумом в балке справа внизу. Туда идет нечто похожее на сильно заросшую тропу. а забор-колючка в этом месте лежит. Т.е. спуститься здесь можно. Мы с трудом преодолели в себе искушение нарушить границу водохранной зоны (внизу были слышны человеческие голоса и вероятность. что это не просто гуляющие, была очень высокая).

Точка №71 - это развалины мечети Джума Джами, то есть пятничной мечети — соборной мечети для коллективной молитвы, совершаемой всей мусульманской общиной в полдень пятницы. Название происходит от арабского al-jumʿa (الجمعه‎) al-masjid (المسجد‎). Как правило, пятничная мечеть — самая большая мечеть в поселении. На фото Валентина видны остатки фундамента минарета.
Можно не сомневаться, что старый центр этого села был здесь.

Точка №72 - это исток самого ручья Джами узень ( ручей мечети).

Изображение

Кирпичная кладка на фото - современная реконструкция. Старой плиты, упоминаемой здесь. мы не видели. Но. судя по мощному туфовому натеку сам выход воды достаточно древний. Поэтому я предполагаю, что это не современный водоотвод, а настоящий исток ручья. Дебет был не менее 20 л. в мин.
Его координаты 44гр. 33,357 и 34гр. 04,464.
(Но не исключен также вариант наличия водоотвода от источника Панапарт по арыку или трубе к мечети. Этот водоотвод находится в водоохранной зоне и мы там не были).
Вода сначала уходит в открытый арык вдоль улицы ( м.б. это спрямленное русло самого ручья), но. не доходя до треугольной площади перед современным магазином, арык ныряет в трубу. направление которой до площади еще прослеживается.
Поэтому можно предположить, что на самой площади возле мечети мог быть устроен фонтан для омовений.
Упоминаемые выше многочисленные фонтаны Кучук Узеньбаша - это. как вы сами понимаете. не самостоятельные источники. а лишь места таких водоотводов.

Сергею хочу напомнить, что с точки зрения мусульман - вода принадлежит только Аллаху и никто не в праве забрать ее в личную собственность или ограничить доступ правоверного к источнику. Но мы не мусульмане. У нас другие ценности. Поэтому, увы, нет здесь старейшин, которым можно передать информацию о родниках.
Последний раз редактировалось Татарин Пятница 17 Декабрь 2010, 13:29, всего редактировалось 2 раза.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав » Воскресенье 05 Декабрь 2010, 12:34

Михаил, а скажи пожалуйста, на каком удалении от мечети могла находиться базарная площадь? Есть на это какие-то "нормативы", каноны? Могла ли ей быть площадь перед нынешнем магазином?
Мне кажется базар был ниже Кучук-узеньбашского источника, сразу за воротами сан. зоны, на луговине. Там места больше, чем перед магазином ...
А ещй вопрос про название - Джума-чокрак - откуда?

Аватара пользователя
Татарин
Сообщения: 1244
Зарегистрирован: Четверг 20 Август 2009, 10:57
Откуда: Одесса - мой город родной

Сообщение Татарин » Понедельник 06 Декабрь 2010, 21:57

Мир тебе, Вячеслав.
Просто ответить на твои два вопроса просто. Но это не интересно. Поэтому ответ получился сложным. Сейчас перечитываю его и пытаюсь что то исправить, но пока получается плохо.
Вопрос №1.
Михаил, а скажи пожалуйста, на каком удалении от мечети могла находиться базарная площадь? Есть на это какие-то «нормативы», каноны? Могла ли ей быть площадь перед нынешнем магазином?

Ответ.
Особых нормативов или канонов в этом вопросе я не знаю. Но, изучая известные планы «восточных» городов можно заметить их условное разделение на властный, духовный и деловой центры.
Рынок может являться частью делового центра, а соборная мечеть, естественно, находится в духовном центре. И эти центры иногда могут значительно отстоять друг от друга, а в ином случае и нет.
В своей статье для газеты Арраид №5, 2002г.о значении мечетей Ибрагим Абдуллаев пишет так:
«На востоке мечети наряду с дворцами и городскими укреплениями являлись основными градообразующими элементами и различались по своим функциям и размерам. Обычно строилось несколько соборных мечетей, где проходила общегородская пятничная молитва, и десятки малых квартальных для удобства совершения пяти намазов, обязательных для мусульман. Квартальные мечети были настоящими мужскими клубами. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально-эстетические положения ислама. Каждый пришелец, прежде чем пользоваться привилегиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем требованиям местной духовной и светской власти.»
Например, в Евпатории в начале 20 в.в. проживало около 32 тыс чел. Из них только 12 тыс. было русских или православных – учителя, чиновники, домовладельцы и заводские рабочие. Остальные, т.н. инородцы, в основном занимались торговлей и ремеслами (преимущественно – евреи). Причем татары торговали овощами и фруктами, а караимы – хлебом и солью.
Евпатория тогда разделялась на Старый и Новый город и дачный район. Но центром торговой жизни являлся Старый город, в котором были сосредоточены лучшие магазины, кредитные учреждения, рестораны, гостиницы, административные учреждения. Там же в Старом городе находится и соборная мечеть Евпатории – знаменитая Джума Джами, заложенная в 1552 г. по образцу константинопольского Собора св. Софии.
Т.е. мы видим, что духовный, деловой и властный центры города практически совпадают. Но вот Старый базар – Привоз находится на восточной окраине Старого города на дороге в Симферополь.
В старом Бахчисарае, например, главная улица города так и называлась – Базарная, потому что на всем своем более чем 2-х верстовом протяжении состояла из «всевозможных лавочек, мастерских, кофеен, пекарен, перемежающихся кое-где частными домами и мечетями» (Крым. Путеводитель Бумбера. Стр. 382)Это был несомненно деловой центр Бахчисарая, но на этой же улице находится и ханский дворец – властный центр, а Большая дворцовая мечеть Хан Джами являлась соборной мечетью всего Бахчисарая. Т.е.и в этом городе все три центра оказались слиты в один. И здесь тоже нет основной базарной площади. А где был главный ханский базар мы точно не знаем, но по мнению Олексы Гайворонского
«если когда-нибудь будут предприняты поиски главного ханского рынка, их логичнее начать не с ущелий Салачика, а с площадей стоящего на торговом пути Эски-Юрта.»
Т.е. в Бахчисарае основной базар тоже находился на значительном удалении от духовного центра города. Но и Евпатория , и Бахчисарай были крупными, по тем временам, городами. А вот каким по размеру было поселение Кучук Озеньбаш на рубеже 19-20 вв?
Привожу ниже данные из Википедии динамики численности населения Многоречья.
1805 год — 210 чел.
1849 год — 458 чел
1864 год — 401 чел.
1887 год — 906 чел.
1897 год — 1016 чел.
1926 год — 1296 чел.
1939 год — 615 чел.
1989 год — 48 чел.
2001 год — 58 чел.

Народу тогда здесь проживало в 20 больше, чем сегодня. К тому же через Кучук Озенбаш издавна проходила одна из основных дорог с ЮБК в центральный Крым. Современное Многоречье – маленький поселок. Его топография значительно отличается от Кучук Озенбаша.
Сейчас развалины соборной мечети находятся почти что на самой южной окраине села. Но это вовсе не означает, что более чем 100 лет назад окраина была там же.
Я предполагаю, что базарная площадь Кучук Озенбаша должна была находится где-то на въезде в населенный пункт вдоль дороги с ЮБК. Именно оттуда шел основной грузооборот. Устраивать базар на северном выезде из села не было смысла, т.к. через 20 мин конной езды находился более крупный населенный пункт - Биюк Озенбаш (1897 год — 2082 чел.)
Вопрос №2.
«…про название - Джума-чокрак - откуда?»

А, действительно, откуда я взял такое название? У ИБ ничего похожего нет. А взял я его из своего походного блокнота, в котором делал записи, общаясь с тобой, Вячеслав. Если это название неправильное – значит неправильно понял или услышал тебя. Прости за невольную дезу. Если ты ее подтверждаешь, то я сейчас откорректирую свой текст.

На твои вопросы я ответил.
Но у меня есть свой.
Ты пишешь, что «Мне кажется базар был ниже Кучук-узеньбашского источника, сразу за воротами сан. зоны, на луговине. Там места больше, чем перед магазином »
А где по твоему находится Кучук-узеньбашский источник. Ты же сам, кажется, у Езерского писал, что местонахождение этого источника неизвестно. На карте ИБ такой источник не обозначен, что очень странно с учетом его многоводности по Рухлову. Кстати сам Рухлов размещал этот источник прямо на базарной площади Кучук Озенбаша. Не потому ли ты так интересуешься ее местонахождением? Ну это уже не вопрос, а скорее мое предположение.
Широкие лиманы, зеленые каштаны.
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе...

Аватара пользователя
Вячеслав
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: Понедельник 29 Сентябрь 2008, 15:49
Откуда: Балашиха
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав » Вторник 07 Декабрь 2010, 1:06

Татарин писал(а):«…про название - Джума-чокрак - откуда?»

А, действительно, откуда я взял такое название? У ИБ ничего похожего нет. А взял я его из своего походного блокнота, в котором делал записи, общаясь с тобой, Вячеслав. Если это название неправильное – значит неправильно понял или услышал тебя. Прости за невольную дезу. Если ты ее подтверждаешь, то я сейчас откорректирую свой текст.
Значит это у меня с языка слетело ошибочно.
Татарин писал(а): На карте ИБ такой источник не обозначен, что очень странно с учетом его многоводности по Рухлову. Кстати сам Рухлов размещал этот источник прямо на базарной площади Кучук Озенбаша. Не потому ли ты так интересуешься ее местонахождением? Ну это уже не вопрос, а скорее мое предположение.
Как раз у ИБ он обозначен, но не поименован. А название Панапарт, сбивающее всех нас с толку, им перенесено стрелкой в ур. Панапарт.
Как раз с КУзеньбашским всё просто, а вот остаётся Панапарт-Бонапарт привязать к месту.
Я всё-таки отдаю предпочтение привязкам Рухлова. Получилось как-то так у меня:
http://irsl.narod.ru/springs/Kucuk-uzenbashsky.html

Ответить